«Каменный век» - Доисторические приключения в игре

calendar_month 25.01.2019, 17:38 ■    mode_comment 2   visibility 13 563
Палеолитические племена таили в себе молодость,
которая никогда больше не вернется, цветение жизни,
энергию и силу которой мы с трудом можем себе представить.

Жозеф Анри Рони-Старший. Книга «Борьба за огонь»

Вступление



Хочу рассказать вам об одной замечательной игре, в которую мы неоднократно играли и будем играть в будущем - "Каменный век". В иностранном издании эта игра называется "Stone Age", а в первой русской локализации она носила название "100000 лет до нашей эры". По-моему, 100000 лет до нашей эры - это не совсем верное название. Другое дело - Каменный век. Спасибо локализаторам, что перевели, именно, так.

«Каменный век» - Доисторические приключения в игре

Итак, игра про развитие вашего племени в условиях каменного века. Вы являетесь вождём племени и вам нужно обскакать ваших соперников - другие племена. В базовую версию могут играть от 2 до 4 человек, возрастом от 10 лет, длительность партии 60-90 минут. Автор игры - Бернд Бруннхофер.

Цель игры



Конечная цель очень проста - заработать больше победных очков, чем ваши соперники. Очки отсчитываются по кромке поля, там изображена шкала от 0 до 100, но сотней очков дело не ограничивается, если вы набрали больше 100, то продолжайте ваш счёт дальше, по кругу.

Обзор компонентов



В игре присутствует огромное количество компонентов: карты, жетоны, фишки. Выполнены они их картона, дерева. Всё это прекрасно взаимодействует друг с другом, создаёт атмосферу игры и погружает нас в пучину переживаний за своё племя.


Пространство коробки разделено перегородками на 4 части. В наличии имеется большое количество закрывающихся пакетиков. Все компоненты грамотно раскладываются по этим пакетикам и по отсекам в коробке. Все компоненты хорошо размещаются и не разлетаются при транспортировке игры.

Поле и планшеты игроков



Поле игры состоит из 4 сегментов, является некрупным, скорее, средним по размеру, если сравнивать его с полями из других игр. Однако, его средний размер компенсируется планшетами игроков, которые тоже занимают какое-то место. Поэтому при полной раскладке на 4 игроков уже потребуется значительное пространство для комфортной игры.


Оформление поля и планшетов игроков оформлены очень красиво, везде нарисованы различные мотивы, которые соответствуют тем или иным событиям, происходящим в контексте игры. Я играю в эту игру уже 2 года, но каждый раз, когда я достаю "Каменный век" с полки, с большим удовольствием разглядываю все изображения. Настолько всё выполнено красиво и интересно.

Человечки и маркеры



Каждому игроку-вождю полагаются его жители. Все они выполнены из дерева и окрашены в соответствующие цвета. Сначала, каждый игрок начинает игру с 5 человечками, в процессе игры их можно получать дополнительно, максимально - 10.


Терракотовая армия на марше open_mouth

Наряду с разноцветными человечками, игроки получают по 2 маркера кубической формы: один большой, другой маленький. Они нужны для подсчёта очков и отметок размеров пашни.

Ресурсы и еда



В игре присутствуют 5 видов ресурсов, перечислим их в порядке стоимости по трудозатратам:

  1. Еда.
  2. Дерево.
  3. Глина.
  4. Камень
  5. Золото



Жетоны еды круглой формы, выполнены из плотного картона. Имеют номинальную стоимость: 1, 2, 5 и 10. На единичках изображены ягоды, на двойках - грибы, на пятёрках - рыба, а на десятках - мамонт. Всё очень тепло и душевно. Нашим охотникам и собирателям будет приятно получать эти жетончики и также приятно их употреблять в пищу. В игровом смысле, конечно. sweat_smile

Все другие ресурсы сделаны из дерева, каждый его вид имеет свою оригинальную форму и соответствующий цвет: дерево выполнено в виде брусков тёмно-коричневого цвета; глина выглядит как кирпичи и имеет красно-коричневый цвет; камень имеет форму биточков восьмигранной призмы и окрашен в серый цвет; и самый дорогой ресурс - золото - имеет форму золотых слитков - трапеции - и окрашен в жёлто-оранжевый цвет.

Фишки ресурсов сделаны на отлично, очень приятно их накапливать, держать в руках и распоряжаться ими.

Карты




В игре есть 1 колода карт. Насколько мне известно, в российской локализации карты выполнены на плотном картоне. В моей, иностранной коробке, карты выполнены на картоне с текстурой "под лён". На процесс игры это никак не влияет, но если для вас это принципиально важно, то знайте эту информацию.

Возможно, что-то уже поменялось в русских локализациях, но раньше было так. Узнавайте у продавцов об исполнения карт.

Карты имеют своё название, они называются, картами цивилизации. Их можно покупать (обменивать на ресурсы) на рынке. Карты делятся на 2 зоны: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть играется сразу же после получения карты, а нижняя играется в конце партии, при финальном подсчёте победных очков.

Жетоны орудий труда




Двусторонние жетоны орудий труда ремесленника, общее количество 18 штук. Номинал разный 1-2 и 3-4. Получая эти жетоны, можно прибавлять соответсвующие числа к выпавшим кубикам, тем самым увеличивая их значения.

Хижины




Хижины, которые дают вам победные очки. Стройте их, затрачивая то количество ресурсов, которое на них изображено. Складывайте жетоны хижин на свой планшет. Не беда, если места на планшете закончились, можно складывать хижины вторым слоем. На количество хижин ограничений в игре нет.

Кубики и станканчик




В игре есть прекрасный кожаный стаканчик и 7 лёгких деревянных кубиков. Порой ощущаешь себя пиратом из "Острова сокровищ", когда трясёшь стаканчик с кубиками в руке перед тем, как опрокинуть его на стол. Весьма занятный процесс, особенно, он нравится новичкам, ведь, не часто в играх встречаются такие забавные компоненты с таким забавным процессом их применения. smile

Жетон первого игрока




Жетон первого игрока заслуживает отдельного внимания. Он представлен в виде довольного, сидящего на деревянном троне верховного вождя всех племён. Жетон сборный и состоит из 3-частей, выглядит очень симпатично. Право первого игрока - переходящее, каждый раунд это право будет переходить следующему игроку и каждый сможет побыть верховным вождём.



Правила



Правила, на первый взгляд, могут показаться немного сложными. Сначала у игроков разбегаются глаза от оформления, количества карт, жетонов и фишек ресурсов. Новичкам не сразу удаётся всё держать в голове и грамотно распределять силы на добычу победных очков. Ещё несколько партий они будут упускать возможности приобрести ту или иную карту, хижину или выставить правильно рабочего. А всё это не из-за того, что игра сложная, а из-за того, что игра предоставляет нам огромное количество вариантов для манёвра, которые новички ещё не могут держать во внимании.

По прошествии 2-3-4 партий всё становится в норму и новички начинают играть в полную силу. Не нужно боятся громоздкости правил, поиграйте немного, попробуйте свои упрощения, играйте без некоторых элементов, постепенно внедряя их из раунда в раунд. Ну, это мой маленький совет. Если вы чувствуете, что можете играть сразу на всю катушку, то я очень рад - вы сразу сможете насладиться игрой в полный вкус.

Описание локаций



Поле в игре очень богато на локации, которые постоянно будут задействованы в процессе игры. Расскажу, для чего они нужны. Кстати, рекомендую не выкладывать сразу все фишки и жетоны, т.к. это может немного перегружать пространство. Доставайте компоненты постепенно, как это будет требоваться по игре. Так вы сократите время подготовки игровой партии к началу и избежите беспорядка на поле.


  1. Место охоты и собирательства. В данном месте выкладываются жетоны еды.
  2. Лес. Здесь можно получить брёвна и доски.
  3. Глиняный карьер. Здесь можно добыть глину.
  4. Каменоломни. Место, где добывают камни.
  5. Золотой прииск. Здесь можно намыть золота.
  6. Пашня. Даёт возможность увеличить количество пашен.
  7. Мастер, он же ремесленник. Можно получить дополнительные орудия труда.
  8. Хижина. При посещении хижины двумя человечками, получается - третий. kissing_heart relaxed
  9. Строительство жилищ. За ресурсы строятся жилища, которые дают победные очки.
  10. Место торговли на берегу реки. Можно обменять свои ресурсы на карты цивилизации.


Начало игры



Разложите игровое поле в центре стола, на него, в соответствующие места, положите жетоны еды и фишки ресурсов, разложите карточки хижин и инструменты мастера по ячейкам. Хорошо перемешайте колоду карт цивилизации, положите 4 карты на рынок, а остальную колоду поместите рядом с полем. Раздайте игрокам по 5 человечков и по 12 еды.

Случайным образом выберите первого игрока.

Можно начинать.

Расстановка рабочих



Начало хода игрока начинается с расстановки своих рабочих по локациям на поле. Расстановка зависит от того, какие ресурсы нужны игроку. Если у игрока уже есть ресурсы, то резонно будет занимать те локации, которые дадут улучшение функций племени (пашня, ремесленник, хижина) либо дадут очки (строительство жилищ, торговля).

Главное правило: в каждой локации с ресурсами не может стоять более 7 человек. Единственное исключение промысел еды (локация №1), охотой и собирательством могут заниматься неограниченное количество людей.

Если приглядеться, что во всех локациях изображены полукруги, они подсказывают о количестве доисторических людей, которые могут туда пойти.

Итак, в первую фазу игроки расставили своих рабочих на поле:

  1. жёлтый: 2 - за едой, 2 - в хижину, 1 - на стройку.
  2. красный: 4 - за едой, 1 - за картой цивилизации.
  3. синий: 2 - за едой, 2 - за глиной, 1 - на пашню.
  4. зелёный: 4 - в лес, 1 - к мастеру за инструментами.



Расстановка людей идёт по очереди, сначала жёлтый (первый игрок) ставит своих двух на еду, затем красный ставит 1 на карту цивилизации, затем синий ставит своих двух на глину, зелёный - 4 в лес, затем опять жёлтый и так по кругу. Добавлять людей в ту локацию, где вы уже находитесь - нельзя. Убирать уже расставленных рабочих тоже нельзя.

После расстановки людей наступает фаза сбора ресурсов, получения функциональных улучшений, строительство жилищ и покупка карт цивилизации. Можно выполнять в любом порядке.

Выполнение действий рабочими



Игроки начинают разыгрывать своих рабочих в таком же порядке, как они их расставляли. НО! Все рабочие из локаций играются сразу, т.е. не надо каждый раз передавать ход следующему игроку.

Рассмотрим, как происходит розыгрыш своих людей на отдельных примерах.

Жёлтый разыгрывает двух своих охотников и бросает кубики. Количество кубиков всегда равно количеству людей, выставленных на том или ином месте. На кубиках выпало 3 и 4 - итого: 7. Ценность у еды 2 (указано на планшете игрока), следовательно, игрок получает 7:2=3 еды (остаток 1).


У двоих молодожёнов из хижины рождается ребёночек, жёлтый игрок получает 6-го человечка и забирает себе в запас. В следующий ход он сможет его использовать.

Настала очередь последнего - строителя жилища. Чтобы построить жилище нужно заплатить то количество ресурсов, которое изображено на нём. В данном случае это: дерево, глина и золото. Игрок выплачивает эти ресурсы из своего запаса в банк и получает себе хижину и 13 победных очков.

По этой аналогии разыгрывают своих рабочих другие игроки. К примеру, красный кидает 4 куба за своих четырёх охотников. И выплачивает 1 любой ресурс (кроме еды) за карту цивилизации. Синий: 2 куба - на еду, 2 куба - на глину, и прибавляет себе 1 единицу на шкале пашня. Зелёный: 4 куба - в лес и получает один жетончик с каменным топором и кладёт его себе на планшет в соответствующее место.

Окончание игры и подсчет очков



Игра заканчивается, когда иссякает какая-либо стопка с хижинами либо вся колода карт цивилизации. Опираясь на свой игровой опыт, официально заявляю, что быстрее заканчиваются стопки хижин, т.к. их меньше. Колода карт цивилизации едва доходит до половины.

Как только происходит какое-то из этих двух событий, игра подходит к своему логическому завершению. Раунд доигрывается до конца и начинается итоговый подсчёт очков.

К уже имеющимся очкам, которые вы получили в процессе игры прибавляются те, которые дают вам карты цивилизации (нижняя их часть).

Если у вас остались ресурсы, то все они, кроме еды (еда не даёт очков), дают вам по 1 очку за каждый ресурс, например: у вас осталось 3 дерева и 4 золота - вы получаете 3+4=7 очков; 5 глины, 3 камня и 5 еды - вы получаете 5+3=8 очков. Прибавляйте эти победные очки к вашему общему числу.

Если вам что-то непонятно, то задавайте выпросы в комментариях. Постараюсь помочь.

Как играть вдвоём или втроём



При игре вдвоём или втроём наступают некоторые изменения. При таком составе можно занимать только 2 места: мастерскую, хижину либо пашню. Третье место в этом случае остаётся свободным.

При игре вдвоём: в лес, на глиняный карьер, в каменоломни или золотые прииски может поставить своих рабочих только 1 игрок.

При игре втроём: в лес, на глиняный карьер, в каменоломни или золотые прииски могут поставить своих рабочих 2 игрока.

Остальные правила остаются неизменными.

Дополнения



Игра очень популярна, поэтому к ней выпущены дополнения: одна версия игры самостоятельная - для детей и одно расширения для базовой игры, которое вводит новые ресурсы и позволяет пятому игроку вступить за звание лучшего племени каменного века.

Junior



Игра Каменный век существует и в детском исполнении. Теперь юные вожди, начиная с возраста 5 лет, смогут взять в свои руки управление племенем и привести его к процветанию. К слову сказать, в 2016 году игра Каменный век Junior получила престижную награду "Kinderspiel des Jahres", что с языка Гёте означает "Лучшая детская игра 2016 года".



Правила игры адаптированы для самых маленьких, поле стало меньше и красочнее, компоненты также видоизменились и всё теперь указывает на то, что только юные вожди имеют право играть в эту игру. wink

Расширение для 5-го игрока




Если вам становится скучно играть вчетвером, вы можете приобрести расширение для пятого игрока - "Роскошь каменного века". Наряду с этим в игру вводится новый ресурс - слоновая кость и несколько других нововведений. Игра расширяется в тактическом плане и предлагает новые пути для получения очков и способов достижения победы.

Отзывы



Каменный век очень интересная и многогранная игра. Это очень интересная и увлекательная настолка, которая понравится всем, кому интересны экономические стратегии. Я очень люблю эту игру за её прекрасное оформление, замысловатый игровой процесс и те минуты и часы, которая она дарит во время настольных посиделок.

Мне нравится собирать фишки ресурсов, которые выглядят как настоящие, перебирать их, складывать и тратить на постройку хижин. Мне нравятся карты цивилизации, которые все очень разные и по-разному дают победные очки.

Эта игра даёт огромное поле для составления своей стратегии и получению максимально возможного количества победных очков.

В общем, эта классная игра средне-высокого уровня для всех любителей настольных игр. Я ни разу не пожалел о покупке, ни в одной партии, играя в неё.

Видео



Предлагаю посмотреть интересный летсплей в Каменный век. Такие видео позволяют лучше закреплять правила, усваивать мелкие детали и нюансы, которые могут быть нечаянно упущены.

2 комментария. Напишите свой
  1. А вот это было круто! Отличный обзор! sunglasses
  2. Как всегда - топчик. scream
Имя:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Уважаемый посетитель! Регистрация на нашем сайте избавит Вас от постоянного ввода капчи и добавит в Ваш аккаунт дополнительные удобные функции. Добро пожаловать!


Опрос
Какие жанры настольных игр Вы предпочитаете?
Все BG ТОПы
ТОП 10 игр для семьи
ТОП 10 игр для одного
ТОП 10 игр для вечеринок
Популярное за 7 дней
Люди пишут
  • Сергей написал в «1000» - легендарная игра в кубики: «Это победа!»
  • Cerafimka написал в «Роскошь» («Splendor») - обзор настольной игры: «Игра определенно хорошая, море положительных эмоций... Правда только в первые 5 партий. Я фанат»
  • Тот самый написал в «1000» - легендарная игра в кубики: «Увидел на днях у детей кубики и вспомнил про те времена когда мы ночами и даже сутками на пролет в»
  • БогданНатока написал в «1000» - легендарная игра в кубики: «а про две двойки знаете - что это перекид. если к примеру у вас осталось два кубика кинуть и выпало»